ИСКУССТВО РАБОТЫ С ТЕЛОМ Часть I


Древние знали о глубинной связи физического и психического, тела и духа. Геродот в V веке до н. э. пишет, к примеру, о "чудесных исцелениях", совершаемых египетскими жрецами. С помощью медленных мягких прикосновений они вызывали необыкновенные ощущения метаморфоз длины, объема, формы, веса тела, иллюзии полета и растворения. Менялось и субъективное восприятие времени. Речь идет о глубоких трансовых состояниях, в результате которых и происходило исцеление, то есть восстановление единства, цельности человека на всех уровнях - физическом, энергетическом, эмоциональном, духовном.

Огромное внимание работе с физическим телом уделялось и в практических разделах Каббалы - древнего мистического учения Израиля.

Тело человека рассматривалось как модель Вселенной, а каждый конкретный человек и все человечество в целом - как клетки единого гигантского организма, построенного по принципу подобия. В этой модели тело является сосудом для тонкой энергетической суб-станции - души. Подчеркивалась необходимость соответствия между телом и духом, были подробно разработаны не только методы духовного совершенствования, но и техники специального массажа, релаксации, исследованы особые психоэмоциональные зоны на теле, связанные с глубокими психологическими и духовными проблемами. Эти технологии были достоянием очень узкого круга людей - жрецов, членов эзотерических обществ и семейных медицинских кланов. До нас дошли лишь фрагменты этих знаний. Многое утеряно безвозвратно, но и то, что удалось собрать, сохранить, открыть заново, - не может не вызывать восхищения.
К сожалению, европейским обыденным сознанием, превратно толкующим догматы христианства, в течение почти двух тысяч лет тело как таковое воспринималось всего лишь как грешная плоть, временное пристанище бессмертной души, не связанное с высшими духовными проявлениями человека. Более того, тело - источник бесчисленных греховных желаний, которые следует подавлять. Пик этих тенденций мы наблюдаем во времена средневековья.

Удивительная культура телесности, созданная в древней Элладе, была безжалостно повержена и практически уничтожена. Это касается не только разрушения античных храмов и скульптур, варварского сожжения библиотек. Это и запрещение Олимпийских игр и других спортивных состязаний, не говоря уже о многочисленных праздниках и мистериях, где люди могли находиться полностью обнаженными, восхищаясь красотой друг друга и не стыдясь своих недостатков.

Навсегда исчезли многие медицинские, философские, массажные школы. Настала совершенно иная эпоха. Вместе с ней сильно изменился и человек.
Мощный атлет - философ (средний рост эллинов составлял около 182 см) уступил место непропорциональному карлику (около 150 см в XIV веке).
Для чего я пишу об этом? Ведь все это - дела давно минувших дней. Но корни серьезнейших духовных проблем современной цивилизации берут начало именно в этих временах. Ни в эпоху Возрождения, ни в век Просвещения, ни в период промышленной революции фатальная разделенность духа и тела, чувства и интеллекта не была преодолена. Болезнь ушла вглубь, ее течение приобрело скрытый хронический характер. В результате, как писал замечательный русский философ - космист П. Д. Успенский, "человек создал огромное количество машин и механизмов, которые сильно усложнили его жизнь, но отнюдь не сделали его счастливее".

Принятие современным человеком своего тела, своих желаний и в конечном итоге самого себя таким, каков он есть - проблема даже более важная, чем экономические, политические, экологические и другие глобальные проблемы, так как они - суть отражение внутренних противоречий и конфликтов каждого отдельного человека и всего общества в целом.

Так в чем же состоит основной внутренний конфликт, в чем его причины и каковы истоки?

На мой взгляд, для человека евро-американской культуры это глубокое противоречие между желаниями тела и системой запретов и ограничений, наложенных на них обществом.

Мне хочется привести один характерный пример. На одном из семинаров по нейролингвистическому программированию (НЛП) замечательный американский психолог Джудит Делажье рассказала интересную историю.
Она профессионально занимается не только психологией, но и культурологией, этнографией. Джудит давно изучает традиционные культуры, особенно африканские.
В одном из племен Конго живет ее друг- колдун и шаман Мамбе. Когда она приезжает, они подолгу беседуют о жизни и смерти, времени, пространстве. Мамбе считается мудрецом, и к нему ходят за советом жители всех племен этой страны. Однажды, во время одной из бесед, Мамбе спросил:
- Джудит, скажи, пожалуйста, чем по большому счету отличается культура Европы, Америки от нашей культуры?
И она, глубоко понимая это различие, сказала:
- Понимаешь, в вашей - традиционной - культуре люди делают то, что они хотят делать. По этому принципу построены и ваши законы. В нашей культуре совсем по-другому. Чаще всего человек хочет одного, а делает совсем другое. И наши законы запрещают многие вещи.
Мамбе очень удивился и попросил рассказать об этом подробнее. Джудит, женщина очень гибкая, стала приводить разнообразные примеры из многих сфер жизни. Например, человек с детства мечтает стать артистом, а учиться идет на инженера. Женщина любит одного мужчину, а замуж выходит за другого.
Удивление Мамбе нарастало, и через некоторое время он сказал:
- Стоп, Джудит! Я, кажется, понял, о чем ты говоришь. Отец мне рассказывал, что лет пятьдесят назад в соседнем племени жил такой человек, - потом Мамбе внимательно посмотрел на Делажье и с тревогой воскликнул:
- Только ты, Джудит, так никогда не делай! Болеть будешь!
Действительно, чего представитель традиционной культуры долго не мог понять - это как можно не следовать своим естественным желаниям. А человеку нашей культуры так же сложно следовать своим желаниям и ощущениям. Ведь это требует одного - умения слушать и понимать язык своего тела, своей физиологии.

Но дело в том, что вся система современного образования, воспитания, идеологии направлена на то, чтобы человек хорошо функционировал в обществе, был послушен и подконтролен ему. Для этого никакого языка тела знать не надо, достаточно иметь одну голову. А тело выполняет роль своеобразной "подставки для головы", и не более того.
Этот тип мышления, преобладающий в нашей культуре, называется дигитальным (логическим, причинно-следственным).

Его можно узнать по словам: "надо", "необходимо", "потому что", "вследствие того", "известно" и т. д. Только одного слова там нет - слова "хочу"!
В некоторых контекстах дигитальность очень полезна.
Например, в юриспруденции, которая и построена по дигитальному принципу. Но в большинстве житейских ситуаций, особенно касающихся установления отношений между людьми, принятия конкретных решений, обучения определенным навыкам, дигитальность, скажем мягко, не нужна. Любая задача или проблема дигитальным человеком решается так: воображаемый лист бумаги делится на две части. На одной половине ставится "за", на другой - "против". Решение принимается исходя из того, чего на листе больше - "плюсов" или "минусов". Но почему-то такой человек постоянно попадает впросак, в итоге получая совсем не те результаты, на которые рассчитывал.

Дело в том, что сознание человека можно сравнить с медленно работающим компьютером, имеющим малый объем памяти. Сознание воспринимает около 7 ± 2 единиц информации в секунду, все остальное не осознается. Но каждый из нас получает тысячи и миллионы единиц информации в каждый момент времени. Это то, что поступает в подсознание и затем возвращается в виде снов, образов и особенно в виде самых разных, иногда очень тонких и неясных, телесных ощущений. Умение понимать и расшифровывать такие сигналы открывает перед человеком новые возможности - ведь он получает доступ к огромному объему ранее закрытой для него информации. В отличие от человека дигитального, верящего только словам, бесконечно болтающим в его голове, человек другого типа чувствует свое тело как тончайший музыкальный инструмент. Он понимает, что означает для него, например, тепло в груди или сжатие в животе, мурашки вдоль позвоночника или легкое покалывание в пальцах рук. Он знает язык своего тела, в котором нет слов, зато много образов и ощущений. Эти невербальные послания могут исходить из любой части тела и из головы в том числе. Мы часто называем это предчувствием, интуицией, пониманием.

Такой тип мышления можно назвать конструктивным. Те, кто придерживается конструктивных убеждений, считают, что источник жизненных сил находится внутри человека, а неприятные ощущения - лишь сигналы тела о том, что его желания игнорируются. "Законом" является то, чего хочет тело. Исходя из собственных ощущений, руководствуясь "законом тела", человек строит всю свою жизнь.

Для людей нашей культуры необычайно важно сейчас вернуться к своему телу, к осознанию своих истинных желаний и ощущений. Путь от человека, разделенного и дигитального, к целостному и гармоничному - путь не простой и не быстрый. Более того, существует много разных дорог к этой цели. Некоторые из них могут лично вам и не подходить.

То, что предлагается вашему вниманию дальше, - это всего лишь авторское, субъективное понимание тех вещей, которые обычно называют "рост", "трансформация", "развитие". Этот путь интересен и полезен в первую очередь мне самому. Это движение к осознанию своих истинных желаний и умению экологично для себя и окружающих их осуществлять.

Каждый путь имеет не только свою философию, но и свою методологию, сумму конкретных технологий и практик.

В той системе, которую я назвал "Сенсо - мануальное программирование", также существует своя картина мира и набор методов телесной и психологической работы, связанных единой концепцией.

Подробному изложению основных аспектов этой системы посвящен цикл тренингов BODYCOACHING.