МЕЖДУ ВЕЛИЧИЕМ И ТРАВМОЙ - Часть 2

КОУЧ-ПРОПЕДЕВТИКА

лллллллллллллллллллллллллллллллллллл Пропедевтика (от προπαιδεύω – предварительно обучаю) – введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

 

Коуч по роду своей деятельности работает с людьми, ставящими перед собой неординарные, а подчас и великие цели. В этой работе, кроме непосредственно клиента и коуча, могут принимать участие специалисты разных профессий. Также как грамотный спортивный тренер умело согласует решение задач, связанных с достижением спортсменом выдающихся достижений, зная, чем могут ему помочь специалисты и эксперты в разных областях, так и коуч обязан (как минимум на уровне пропедевтики) разбираться, какие нюансы его работы могут требовать профессионального консилиума. Иначе говоря, чем собственно занимаются специалисты профессий, сопутствующих работе коуча?

Начнем, казалось бы, с примера, не имеющего прямого отношения к коучингу. Обратимся к одному из видов деятельности людей, который (как признаю большинство современных коучей) явился предтечей коучинга – спорт.

Спорт наивысших достижений как модель деятельности, при которой функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека (а подчас и выходя за эти пределы) имеет древнюю историю. Начиная от ритуальных церемониальных действий, запечатленных в наскальных изображениях пещерного искусства доисторической эпохи, и заканчивая современным общественным бытованием массового спорта как формы досуга, а спортивных состязаний как информационного повода в СМИ и профессионального спорта как вида бизнеса – все это имело и имеет своеобразную "тренерскую" составляющую.

Так, с одной стороны, спортивный тренер обязан изучить физические и психологические возможности своих подопечных, разработать эффективные способы проведения тренировок с учетом максимальной нагрузки, ее интенсивности, ведь спортсмен должен иметь возможность восстановиться после тренировок. С другой стороны, современное развитие спорта предполагает квалифицированное сотрудничество тренера со специалистами разных профессий: спортивными психологами, медиками, реабилитологами (массажистами, физиотерапевтами и т.д.), остеопатами, валеологами[1] и многими другими.

Наблюдая современный уровень развития индустрии спорта (стадионы; высшие учебные заведения, где готовят спортсменов; спортивный менеджмент и продюссирование; специализированные спортивные каналы в СМИ), легко ли представить, что все это – результат международной социальной политики популяризации спорта, которой чуть более ста лет[2]?

Кто знает, возможно через сто лет социальная политика развития и внедрения коучинга в общественную жизнь покажет нам такую динамику, когда ни у кого уже не будет возникать вопросов, какова роль и задачи тех специалистов, которые сопутствуют работе коуча? Но уже сегодня можно с уверенность сказать, что коучинг как сфера деятельности вот уже тридцать лет обеспечивает конкурентоспособность государств, культур и цивилизаций на международной арене путем раскрытия потенциала лидерства ведущих (наилучших) представителей нации.

Поэтому, завершая наше небольшое отступление, подчеркнем, что в современных условиях глобальной конкуренции и партнерства коучинг становится приоритетным общественным движением, формируя основы новых парадигм экономики, социальной философии, социальной политики и образования в такой же мере как в истории европейской культуры Эпоха Просвещения стала интеллектуальным движением, определившим дальнейшее развитие научной, философской и общественной мысли.

Философия и практика коучинга проникает во многие сферы жизнедеятельности, создавая перспективную точку зрения на возможности раскрытия потенциала отдельных людей и организаций. Уже абсолютно обоснованно звучат идеи о менеджменте в стиле коучинг, социальной работе в коуч-подходе, коучинге в педагогике и т.д. В свою очередь коуч по роду своей деятельности взаимодействует с разными специалистами (Схема 1).

Схема 1. Поле профессионального взаимодействия коуча.

В нашей работе мы в режиме пропедевтики кратко ознакомим, чем именно занимается каждый из специалистов, и в каком случае после профилактической диагностики следует начинать с ним взаимодействие (переадресацию либо координацию). Впрочем, коуч часто и сам выступает в амплуа специалистов других помогающих профессий, но только до тех пор, пока ощущает, что его компетентность это позволяет. Идти дальше означает для коуча профанировать специфику работы своих коллег.

В нашей работе мы будем опираться на пропедевтический подход к описанию специфики работы специалистов поля профессионального взаимодействия коучинга. Иначе говоря, мы будем лишь на самом элементарном уровне информировать и знакомить читателей с общепринятыми понятиями и определениями, касающимися работы этих специалистов. Мы надеемся, что в случае рабочей необходимости каждый коуч сможет решить для себя задачу более глубокого и систематичного изучения предмета, объекта и методов работы данных специалистов.

  • Наставник (ментор) – специалист, который берет опеку над менее опытным сотрудником, давая опекаемому в режиме развивающего взаимодействия советы и рекомендации по более эффективному и грамотному использованию его ресурсов и выявлению потенциала. Также наставник выступает в роли некоего образца (идеала), ориентируясь на который клиент может моделировать успешные стратегии своего развития. Наставник учит своим примером.

Так, например, наставник в бизнесе (старший партнер) может послужить своеобразным проводником, показав, исходя из собственного опыта, возможные помехи, возможности их обойти и проведя новичка к цели более быстрым и перспективным путем, чем если бы он (новичок) двигался естественным способом проб и ошибок.

Коуч перенаправляет клиента к наставнику в случае, если тот нуждается в спонсорстве как получении простых, мотивирующих, достижимых и своевременных заданий, которые формируют так называемую "лестницу роста" – поэтапную цепочку навыков, гарантированно приводящую к желаемому результату. Итогом работы с наставником является овладение той или иной компетентностью (к примеру, комплексным умением вести переговоры) на том же уровне, что и у наставника.

  • Тренер – специалист, который встраивает (в индивидуальном либо групповом контексте) нужный клиенту навык. В отличие от наставника тренеру самому не обязательно быть примером великолепного владения этим навыком, но важно уметь научить других.

Скажем, клиенту не хватает умений менеджмента состояний (states management) для сохранения ресурсности в процессе проведения презентаций. В этом случае коуч может не только поработать с тем, чтобы клиент нашел доступ к собственным ресурсам и стратегии их задействования в нужном контексте, но и совместно с клиентом разработать (подобрать) программу тренингов, где можно будет получить и закрепить нужный навык.

  • Психолог (консультант) – специалист, который помогает клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Психологическое консультирование лишь недавно выделилось из психотерапии в самостоятельное направление профессиональной помощи. В зависимости от парадигмы определяют различные цели консультирования.

Парадигма

Цели консультирования

Психоанализ

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

(по Р.Кочунасу)

На сегодня в русскоязычном пространстве часто смешивают как понятия и вид работы не только психологичное консультирование и психотерапию, но и психологическое консультирование и коучинг. Поэтому для начала важно четко обозначить границы профессиональной компетентности коуча, психолога-консультанта и психотерапевта:

  • Коучинг – способствование росту человека. Это – работа со сверхзадачами предельных достижений и высших смыслов.
  • Консультирование – помощь в решении традиционных задач развития, определение и преодоление препятствий и жизненных кризисов.
  • Психотерапия – работа с проблемами и коррекция психических отклонений и расстройств. Проблемы и психические отклонения (см. раздел первый данной работы) возникают в результате хронификации нерешенных задач, формирующих травматичные системные кризисы, разрушительно влияющие на личность человека.

Подчеркнем, что любой запрос может потребовать как коучинга, так и психотерапии, поэтому компетентность коуча в дифференциации сути запроса и профилактической диагностике будет иметь определяющее значение в его работе.

Коуч направляет клиента к психологу-консультанту в случае, если тот при стремлении к высшим достижениям сталкивается с неразрешенными проблемами. Например, выясняется, что стремление достичь больших высот в профессиональной деятельности напрямую связано с попыткой доказать кому-либо (в частности, родителям) собственную состоятельность. В этом случае даже сверх-цель стать миллионером будет иметь горький привкус неправды, так как человек, в данном случае, лишь компенсирует детско-родительские комплексы, а не стремится росту и развитию. Так, в частности, критериальными признаками, предполагающими обращение к психологу-консультанту, являются:

  • Проявление негативных состояний при декларации глубинного намерения в отношении своих целей в работе с коучем.
  • Неконгруэнтность (вербальная и невербальная) проявлений при описании экологии поставленной цели и (особенно!) эффектов от нее.
  • Возвращение вновь и вновь (зацикленность) к одному и тому же запросу на последующих сессиях коучинга (к примеру, клиент на одной сессии говорит, что все понял, знает как решить свою задачу, представляет путь и шаги ее реализации, а на последующих сессиях в качестве запроса снова и снова ставит эту цель).

Кроме того, можно сказать, что отечественный коуч в своей работе (особенно с клиентами на постсоветском пространстве в большинстве своем травмированными социально-политическими и экономическими неурядицами 90-х годов ХХ столетия) часто идет по тонкой грани величия и травмы – стремления к наивысшему совершенству и боли от старых "ран". И, наверное, нет окончательной панацеи для однозначной формальной диагностики психологических расстройств клиентов коучинга и психологического консультирования – это приходит с многолетним опытом многообещающих просчетов и сомнительных побед.

  • Социальный работник – специалист, чья профессиональная деятельность направлена на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Клиент тут рассматривается в точки зрения тех социальных связей, в которые он включен, тех жизненных ситуаций, которые напрямую влияют на его состояние и развитие. Утрата близких, потеря работы, ре-социализация наркозависимого или инвалида, медиация конфликтов разного уровня – все это те вопросы, с которыми коуч может встретиться в процессе своей работы с клиентом. И все эти вопросы могут иметь как непосредственное отношение к коучингу, так и быть адресованы социальному работнику, который будет разрешать это в системе выстраивания целого ряда социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация).

Однако, коуч должен помнить, что в случае, когда его клиент ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не в состоянии получить доступ к неким жизненно важным для него ресурсам, его, скорее всего, следует направить к социальному работнику. Метафорически это можно выразить так: если человек погибает от жажды в пустыне, можно в режиме коучинга вдохновлять его на самостоятельный поиск воды, на обнаружение ресурсов выдержки и терпения, а можно в режиме социальной работы дать ему возможность напиться.

  • Терапевт (медик) – специалист с базовым медицинским образованием, который занимается выявлением, лечением и профилактикой болезней. И мы намеренно приводим тут название этой профессии без привычной для многих специалистов помогающих профессий приставки психо-, чтобы подчеркнуть простую мысль: терапия (в том числе и психиатрия) занимаются лечением болезней. Болезнь же принято понимать как возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Например, клиент при работе с коучем начинает проявлять обсессивно-компульсивный синдром – невозможность даже при помощи волевого усилия избавиться от некого комплекса навязчивых мыслей и действий. То есть клиент понимает, прилагает все силы, но сделать с собой ничего не может. В этом случае коуч может начать чувствовать вину и бессилие, а клиент будет испытывать раздражение и недовольство в отношении процесса и перспектив коучинга.

Отметим также, что неоправданное затягивание с переадресацией к терапевту может со временем привести и самого коуча к необходимости получения терапевтической помощи. Поэтому коуч направляет клиента к терапевту (психотерапевту либо психиатру) в том числе, если:

  • Заметна необычайная нестабильность – человек находится на грани отношений с реальностью. Все кажется зыбким, ирреальным, призрачным.
  • У клиента присутствуют системные нестандартные связи, галлюцинации, бред и т.д. Например, при осуществлении коучинговой техники визуализации цели клиент создает видения такой силы, что начинает путать их с реальностью. Начинает разговоры с несуществующими образами, принимая их за настоящие.
  • Клиент считает, что "все мы немного "того"". Это может означать, что спектр восприятия действительности у клиента смещен настолько, что окружающие кажутся ему неадекватными.

Более детально мы остановимся на практических методиках диагностики клиентов, которые могут быть переадресованы к терапевтам в последующих разделах нашей работы.

  • Эксперт-консультант – специалист, обладающий системным знанием определенной области (например, логистике, финансовом менеджменте, пиаре и т.д.). В коучинге экспертов привлекают для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому клиентами, менее компетентными в этой области. Такое консультирование в современной практике бизнеса называют консалтингом.

Например, для инновационных преобразований в собственном бизнесе клиент нуждается не только в ресурсах личного развития и раскрытия своего потенциала, получая это в контексте коучинга, но и формирует свои представления о планах и структуре действий, опираясь на компетентность соответствующих специалистов-экспертов.

И печально бывает наблюдать коучей, вдохновляющих людей на грандиозные свершения и веру в то, что "все ресурсы у Вас есть", обрекая на провал начинания, величие которых не подкреплены элементарными знаниями. В этом случае мы напоминаем таким коучам, что ресурсы есть НЕ ЛИШЬ в самом клиенте, но и в окружающем их мире.

Таким образом, коуч должен направить своего клиента к эксперту в случае, если обнаружены пробелы (информации либо компетенции) в некой конкретной области знания. В такой ситуации эксперт в чем-то сродни наставнику и тренеру, только в отличие от наставника эксперт систематизирует не только собственный опыт (но опыт всех специалистов в данной области), а в отличие от тренера эксперт может не столько научить, сколько в режиме консультации проинформировать о тех алгоритмах, ориентируясь на которые клиент может обеспечить реализацию своих амбициозных планов.

Одним из наиболее распространенных и явных примеров экспертного консультирования в профессиональной деятельности является обращение в юристам, предоставляющим своим клиентам не только информацию о нормативных актах, на которые следует ориентироваться в их деятельности, но и дающих знать о тех способах, при помощи которых эти акты могут быть использованы (или обойдены) в пользу клиента.

Подводя итоги пропедевтического нашего описания, мы еще раз настаиваем на том, что профессиональному коучу следует постоянно расширять свое представление о специфике работы своих коллег (как коучей, так и наставников, тренеров, психологов, социальных работников, терапевтов и экспертов-консультантов), занимаясь коуч-пропедевтикой как образованием и самообразованием в тех областях профессиональной деятельности, которые могут дать более четкие ориентиры для обоснованного принятия решений о координации своей работы со смежными специалистами либо переадресации к ним своих клиентов.

В качестве изначального ориентира мы в режиме пропедевтики предлагаем коучам схему, отражающую системные взаимоотношения с различными специалистами помогающих профессий как шкалу адекватности актуальным жизненным задачам (Схема 2.).

 

Схема 2. Шкала адекватности в системе взаимоотношений со специалистами разных помогающих профессий.

Как видно их данной схемы, если клиент адекватен реальности, ему может быть нужна помощь тренера (встроить и отработать навыки), наставника (приобщиться к опыту совершенства) или эксперта-консультанта (получить информацию и алгоритмы). Если же клиент сталкивается с жизненными ситуациями и задачами, которые не в состоянии разрешить самостоятельно, он может обратиться к психологу-консультанту либо социальному работнику и получить готовые технологии решения и/или помощь.

Жизненные задачи, которые систематически не решаются, становятся причинами кризисов, порождая проблемы. Тогда клиент должен обратиться к психотерапевту для коррекции тех психологических расстройств, которые не дают ему решить проблемы.

В случае, если эти расстройства не устраняются, клиенту (пациенту!) уже необходима помощь психиатра для восстановления адекватного восприятия и профилактики (лечения) возможных психологических заболеваний.

В свою очередь, если клиент, движимый сверхзадачами своего роста и стремлением к совершенству, обращается к коучу, коучинг способствует формированию, так сказать, "сверх-адекватного" восприятия реальности, когда клиент, сохраняя общепринятые психические нормы осознания действительности, гармонично дополняет их видением перспектив, недоступных многим.

Также следует отметить, что по мере утраты адекватности меняются и амплуа в системе "консультант-клиент": если в коучинге ведущая роль и компетентность принадлежат клиенту, а коуч лишь создает пространство, где клиент получает доступ к своим ресурсам, то мере движения в сторону проблем и отклонений консультант должен все в большей мере брать на себя ведущую роль. В самом деле, в системе "коуч-клиент" чем менее коуч сведущ в содержании вопросов и задач, которыми задается клиент, тем выше его эффективность, в противном случае есть опасность навязать клиенту свое мнение. Взаимоотношения психиатр-пациент (даже в гуманистической клиент-центрированной парадигме К. Рождерса) предполагают позицию консультанта, при которой клиент должен быть готов передать ему право вести его к нормам здоровья.

Иносказательно вся эта система взаимоотношений может быть описана так: если человек получил физическую травму и нуждается в реабилитации, он идет в физиотерапевту (это аналог психиатрии либо психотерапии); если человек в норме и нуждается лишь в поддержке своей физической формы, он идет, например, на курсы по фитнесу (тренинг), находит готовые алгоритмы занятий физической культурой (консалтинг) или обращается к тем, чье физическое здоровье считает для себя образцовым (наставничество).

Но если человек мечтает стать чемпионом мира в каком-либо виде спорта, ему следует найти себе высококлассного тренера, который позаботится о разрытии его спортивного таланта. Это – коучинг.

Впрочем по-настоящему высококлассный тренер (коуч) в случае, если его подопечный получает травму, всегда своевременно позаботится о том, чтобы направить его к соответствующему специалисту. Но для этого он (коуч) должен определенно знать какой специалист и с помощью каких методов будет адекватен решению данной конкретной задачи. Поэтому в следующем разделе нашей работы мы уже вплотную обратимся к принципам и методам профилактической диагностики в коучинге.


[1] Валеология (от лат. valeo – «быть здоровым») – междисциплинарное направление, претендующее на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук – медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

[2] Здесь мы имеем в виду возрождение традиции олимпийских игр в 1896 году.