За кулисами тренерского бизнеса. 

Посвящается всем начинающим тренерам.

 

 Статья Алены Топчеевой

 

- ТЫ ЗНАЕШЬ, Я ПОДУМЫВАЮ О СМЕНЕ РАБОТЫ

- ДА?! И КУДА ПЛАНИРУЕШЬ?

- НАВЕРНО, ПОЙДУ СЕБЯ В БИЗНЕС-ТРЕНЕРСТВЕ ПОПРОБУЮ.

ВРЕМЕНИ СВОБОДНОГО МНОГО, ПЛАТЯТ ХОРОШО.

- А У ТЕБЯ РАЗВЕ ОПЫТ ЕСТЬ В ОБУЧЕНИИ ЛЮДЕЙ?

- ДА, Я НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТРЕНИНГОВ САМА ПРОШЛА, ПОКА В …. РАБОТАЛА.

НИЧЕГО СЛОЖНОГО.

 

Из разговора, услышанного в кафе

 

Мне давно хотелось написать о перипетиях тренерского бизнеса. Десять лет назад, когда я только задумывалась о карьере в области обучения людей, выбор программ для начинающих тренеров был относительно небольшим, но практически каждый курс являлся отражением яркой индивидуальности тренера и его профессионального опыта. Сейчас мозг закипает от обилия предложений и  рассылок, сулящих баснословные прибыли при минимальном вложении денег и времени. Однако, реальность оказывается, как правило, совершенно иной: «диплом есть, а клиентов нет»; «пока учился все было вроде легко, а как теперь одному выйти на целую группу»; «в компании я должна была провести демо-выступление и показать подробную пропись тренинга, мои представления не совпали с представлениями заказчика»; «мой первый тренинг был просто ужасен, группа отказалась продолжать занятия после обеда» и т.д.  В результате, после первого неудачного опыта многие начинающие специалисты либо отчаиваются («наверное, мне просто не дано»), либо продолжают посещать различные профессиональные программы («мне пока еще рано самостоятельно проводить группы, надо еще вот эту программу пройти… у того специалиста поучиться »).

 

Как же все-таки попасть на тренинговый рынок не «случайным прохожим», а «уважаемым резидентом»: зарекомендовать себя ценным специалистом , создать такую репутацию, которая говорила бы больше, чем любая реклама, обеспечить себе финансовую стабильность и независимость?!

 

ЗАДАЧА №1 ПОНЯТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭТОТ РЫНОК

  • Провести исследование : изучить видео самых востребованных тренеров в России, почитать профессиональную литературу ( например: Активный тренинг, Мел Зильберман), пообщаться с будущими коллегами в социальных сетях, сходить на какой-нибудь популярный тренинг и т.д.

 

В этой статье я бы хотела немного остановиться на самых распространенных мифах, с которыми мне доводилось сталкиваться за время своей профессиональной деятельности.

 

1) «Стать бизнес-тренером может каждый, кто является специалистом в какой-то определенной области»

Уметь продавать и научить этому других -это абсолютно разные вещи. Собственный опыт, с одной стороны является хорошим подспорьем, с другой, может существенно влиять на стиль подачи материала. То, что у тренера есть эффективная стратегия продаж вовсе не означает, что всем участникам группы она подойдет. На одном из курсов наблюдала интересную сцену: мужчина тренер (около 185 рост и примерно 100 кг вес) объяснял хрупкой блондинке (рост где-то под 1.50), что она должна жестко и уверенно отстаивать свою позицию и ни в коем случае не сдаваться, потому что противник (он почему-то так называл вторую сторону в переговорах) «только и ждет, чтобы напасть  из-за куста». Я смутно представила себе Клиента (заказчика), выпрыгивающего из-за офисной пальмы, для того чтобы напасть на эту милую девушку.   

             

2) «Тренеры зарабатывают кучу денег»

Небольшая поправка: выдающиеся тренеры зарабатывают кучу денег, а задумывались ли Вы когда-нибудь, сколько они потратили сил, времени и денег, чтобы стать таковыми?!

 

Для справки:

 

В среднем по Москве начинающие бизнес-тренеры зарабатывают:

 

  • Внутренние бизнес-тренеры в компаниях: 40 000 -70 000 рублей ежемесячно
  • Тренеры в консалтинговых компаниях: 5. 000-15.000 рублей за один тренинговый день
  • Фрилансеры: 10 000 – 30 000 рублей, если им удается себя продать или есть база заказчиков

 

3)  «Сейчас много разной литературы, можно начать с какого-нибудь стандартного тренинга попроще, а потом уже…»

 

Наверное, можно, только участники платят не за то, что они могут самостоятельно прочитать в книгах, а за индивидуальные практические навыки. Рынок взрослеет, с каждым годом требования к результатам обучения становятся все выше и выше. Еще пять лет назад мало кто из моих Клиентов просил предоставить финальный отчет, сейчас  этот пункт официально стоит в договоре. Компаниям нужны специалисты, которые смогут решить точечные задачи в четко установленные сроки. Одним из обязательных условий, которые я обсуждаю со всеми Клиентами, является предварительная диагностика. По результатам этой работы, я составляю индивидуальные проекты, с учетом пожеланий каждого участника группы. Разумеется, в самом начале пути, когда опыта недостаточно, профессиональная литература является хорошим источником для идей, игр, упражнений, структуры тренинга, но  я бы не рекомендовала брать описанный тренинг полностью и начинать его вести.

 

4) «Я итак знаю гораздо больше тех, кто придет ко мне на тренинг, я уже специалист»

 

 Около 4 лет назад, когда я работала в одной немецкой компании руководителем отдела дидактики, мне довелось участвовать в тренинге «Управленческие навыки для руководителей». В обучении участвовали менеджеры со всех филиалов, некоторые из них занимали эту должность по 10 лет. Молодой тренер с энтузиазмом рассказывал основы общего менеджмента, показывал американский фильм про делегирование. В какой-то момент люди просто начали уходить из зала. Когда нас осталось 7 человек (из 15), один из руководителей спросил: «Скажите, какое отношение все, что Вы рассказываете, имеет к нашему бизнесу и лично к моим управленческим навыкам. Во-первых, мы не американцы, во-вторых, я и без вас знаю, что такое управление». Излишняя самоуверенность может сослужить плохую службу , если предварительно неправильно выбрать направление и целевую аудиторию.

 

5) «Я запущу сразу широкую линейку тренингов по 10 различным темам, так будет проще себя продать»

 

Увы, не всегда количество равно качество. Действительно, на определенном этапе своего профессионального развития, тренер может создать уникальный продукт практически под любую задачу, но изначально, на мой взгляд, необходимо четко определить нишу и целевую аудиторию. Это позволит сфокусироваться и значительно быстрее создать свой индивидуальный тренерский стиль и уникальный продукт.

 

ЗАДАЧА №2 ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЮ ТРЕНЕРСКУЮ НИШУ

 

  • Три ключевых вопроса: КОМУ ПРОДАЕМ? ЧТО ПРОДАЕМ? ПОЧЕМУ МНЕ ВАЖНО ПРОВОДИТЬ ТРЕНИНГИ ИМЕННО ПО ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ И  ИМЕННО ДЛЯ ЭТОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ? 

 

ЗАДАЧА №3 САМЫМ ТЩАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩУЮ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛУ

 

  • Если Вы не потрудились ответить на пункты из ЗАДАЧИ №2 , то шансов выкинуть деньги на ветер и так и не начать тренерскую деятельность гораздо больше.

     

ЗАДАЧА №4 Разработать проект своего позиционирования на рынке

ЗАДАЧА №5 Создать уникальный тренинговый продукт

ЗАДАЧА №6 Продать его своей целевой аудитории (пункты 5 и 6 можно делать параллельно)

  



Для всех тех, кто хотел бы двигаться по собственному тренерскому маршруту в компании единомышленников, приглашаю принять участие в БЕСПЛАТНОМ вебинаре  «FIT4TRAIN. ПЕРВЫЕ ШАГИ: как найти свою нишу в тренингах», который состоится 8 августа в 20.00 по Москве.

 

 

В программе:

Мы будем работать над ЗАДАЧАМИ №1 и №2

 

Вы узнаете:

  • Отличие российского рынка тренингов от западного
  • Что отличает выдающихся тренеров от «просто» тренеров
  • Подводные камни профессии
  • Специфику существующих направлений (открытые программы, корпоративные программы, инфобизнес и т.д) 

Вы определите:

  • Тренинговую нишу, в которой Вам бы действительно хотелось развиваться
  • Создадите портрет целевой аудитории
  • Разработаете предварительную программу тренинга

После вебинара у Вас будет задание, по результатам которого я приглашу 10 человек продолжить БЕСПЛАТНОЕ обучение на онлайн-цикле вебинаров «FIT4TRAIN: ПЕРВЫЕ ШАГИ» по следующим темам.

 

Занятие №2 За что платит заказчик? Самые распространенные манипуляции со стороны тренеров и Клиентов? Формируем коммерческое предложение

 

Занятие №3 Базовая структура тренинга. Дизайн тренинга.

 

Мне удалось получить разнообразный опыт в профессии: от руководителя отдела дидактики и корпоративного тренера в международной компании до фрилансера и директора Международного центра Кросскультурных коммуникаций. Я с удовольствием поделюсь этим опытом с Вами.