"ТРУДНО ЛИ КОУЧУ БЫТЬ БОГОМ?"
Ответы Всеволода Зеленина на вопросы клиентов


1. А у меня вопрос. Можно ли остаться человеком? То есть, коуч – это профессия, состояние или судьба? И может ли коуч позволять себе всякие штучки (порыдать с подружкой над разбитой любовью) или это "в другой кабинет"? Отсюда: выходит ли коуч из коуч-позиции и нуждается ли он в помощи других, или степень его психологической устойчивости такова, что можно лепить монумент "Железный Коуч"?

Столько вопросов подряд, сразу видно будущего (настоящего?) коуча :) ! Поэтому буду отвечать четко по порядку и подчеркну, что все мною тут сказанное – это скорее мой жизненный и профессиональный опыт, чем некая «правильная» точка зрения.
Часто, признаю, человеческие существа, встречаясь в своей жизни с могуществом коучинга реальности, пытаются объяснить необъяснимое с помощью концепции Божественного. Я же вслед за Милтоном Эриксоном (США) повторю, что по-настоящему хороший коуч не может позволить себе роскошь концепций. Именно так мы, будучи коучами НЕ ОСТАЕМСЯ, но СТАНОВИМСЯ человечнее.
Таким образом, коуч – это скорее призвание и готовность быть кем-то большим, чем мы привыкли себя считать. 
Относительно «штучек» (рыдание с подругой и все такое). Напомню, коуч – НОРМАЛЬНЫЙ живой человек, а значит, чувствует боль, может быть травмирован и физически, и психически. Однако в отличие от тех, кто в моменты трудных (кризисных) жизненных ситуаций погружается в депрессию и начинает жалеть себя (или требовать жалости от других), коуч осознает, что каждая такая ситуация дается, чтобы, научившись чему-то важному, выйти на новый уровень своего сущностного роста – двигается к самосовершенствованию. Если же любая трудность для Вас – это повод для деградации и саморазрушения, то Вам действительно пора обратиться «соседний кабинет» (к психотерапевту).
Ну и наконец, о психологической устойчивости и помощи. Я, например, часто, отвечая на подобные вопросы начинающих коучей, говорю, что важно не столько постоянно держать коуч-позицию, сколько отследив, когда Вы ее утратили, восстановить. Это – как при движении: делая каждый шаг, Вы теряете равновесие, чтобы потом его вновь обрести. А коуч, который ПЫТАЕТСЯ «слепить» из себя «Железного Коуча», скорее обманывает и себя и других. Мы – не «железные», мы – ЖИВЫЕ коучи. 


2. Часто клиенты приходят к нам за ответами и не понимают, почему мы задаем столько вопросов и вынуждаем искать ответы их самих. Как изменить это отношение? Предварительные договоренности?

С одной стороны Вы, безусловно, правы. Важно предварительно заключить коуч-контракт с клиентом и быть готовым его соблюдать. И все ответы на вопросы клиента находятся в жизни самого клиента – кто создал своей жизнью запрос, тот его и разрешает. С другой стороны, качественный рост профессионализма коуча заключается в том, чтобы его вопросы обретали для клиента мощь самораскрытия – чем лучше коуч, тем меньшее количество его вопросов приводят к большим результатам для клиента. Наблюдая работу коучей мирового уровня, я часто был свидетелем ситуации, когда коуч просто молча создавал пространство (коуч-пространство), а клиент (почему-то!?!) в его присутствии начинал сам себе задавать коуч-вопросы и САМ приходил к разрешению ситуации. Но это – уже коучинг на грани волшебства :)! Коучинг на уровне экстра-класса – это КАЧЕСТВО, а не количество задаваемых вопросов. 


3. Что делать, если клиентов пугает скорость и глубина происходящей работы, и они стремятся замедлить ее или избежать изменений? Встречный вопрос – а Вы клиентов с какой позитивной целью ТАК пугаете :) !

Глубина и скорость происходящей работы – это все, конечно, хорошо… Но если клиент демонстрирует Вам стремление «ИзБежать» быть «осчастливленным» теми изменениями, которые Вы ему предоставляете, возможно, коуч чего-то не заметил или двигается не туда.
В коучинге реальности мы в таких случаях говорим, что Намерение коуча не соответствует Намерению клиента.
Я же завершаю свой коучинг с клиентом еще до того, как его начинаю :), а уже сами процессы (и процедуры) работы произвожу в том темпе и на той глубине, которая наиболее удобна для клиента. 


4. И, наконец, основной вопрос "работников непроизводственной сферы": как критериально оценить тот результат, которого достиг клиент с твоей помощью? ОН стал по-другому думать, чувствовать, жить? Или он мне говорит, что он по-другому думает, чувствует, живет. Короче. заслужено ли схомячила я свой бутербродик с икрой за его счет? А это выход на глобальное: А кто я в этой ситуации?

Ну-у-у… Вообще-то, если Вы задаетесь вопросом, есть ли для клиента НАСТОЯЩИЙ результат или он только ГОВОРИТ, что есть, то Вы уже начали наблюдать некую разницу между своими заслуженно и незаслуженно «схомяченными» бутербродиками :)  
А это – по-настоящему реально большой шаг к Вашему становлению в качестве коуча.
В то же время критерии оценки результатов в коучинге реальности есть – Объективные и Субъективные.